Правильные Отношения

О том, как любим МЫ, и о том как любят НАС!

Женщина всегда тянется к красивым и сильным мужчинам Новая норма: как родители сами калечат своих детей Как работает система превращения детей в трансгендеров Почему супруги выбирают друг друга?
Новости
Новости партнеров
Новости СМИ

Дар - за дар или благо за благо

Для миросозерцания и мироощущения древних славян характерно то, что человек не противопоставлял себя природе, а растворялся в них, становясь таким же целым, как и они.
Это достигалось общинным существованием, совместным трудом и обрядами, которые не нарушали гармонию природы и космоса.

Ощущение принадлежности к целому гарантировало защиту и поддержку внутри рода или общины.

Среди славян была принята идея «дар – за дар», то есть благо за благо, которая позволяла каждому члену общины надеяться на помощь окружающих в случае каких-либо жизненных неурядиц. Отдельные члены общины не мыслили себя вне целого и, помогая другим, «страховали» себя на случай возможных в будущем трудных ситуаций.

Среди конкретных направлений социальной помощи у древних славян можно выделить помощь старикам, помощь сиротам и помощь вдовам. Поддерживали стариков по-разному. Если по какой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала на себя община. Одним из вариантов поддержки стариков был специальный отвод земель по решению общества, «косячка», который давал возможность заготовки сена. В том же случае, когда старики окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной. Старика определяли на постой к кому-нибудь на несколько суток, где тот получал ночлег и пропитание, затем он «менял» своих кормильцев.Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью.

До принятия христианства на Руси существовали и другие «закрытые» формы помощи, но все они связаны с «институтом старцев». К примеру, вариантом ухода на «тот свет» был добровольный уход из общины. Пожилые люди, которые не могли участвовать в трудовой деятельности, селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния. Подобная форма милости существовала вплоть до XVI века.

В общественных отношениях древних славян формировались способы социальной поддержки сирот в пределах своего родового, общинного пространства. Указанная идея «дар – за дар» хорошо просматривается в мотивах усыновления внутри родовой общины и появления института «приймачества» у южных славян. «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди пожилые, когда им становилось уже трудно справляться с хозяйством, или когда они не имели
наследников. Принятый в семью должен был вести хозяйство, почитать своих новых родителей, а также обязан их похоронить. Здесь налицо принцип – «я – тебе, а ты – мне», или «дар – отдар».

Другая форма поддержки сироты – общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли так же назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой
прокорм.

Начинаются складываться новые подходы к поддержке вдов. Они, как и старики и сироты, считались социально ущербными субъектами в родовой общине. На ранних этапах российской истории вдов просто не существовало, поскольку в соответствии с языческой идеологией жена должна была следовать за своим супругом, т.е. после смерти мужа вместе с культовыми предметами, утварью хоронили или сжигали на костре. Как «чистые», находясь близко к миру
смерти, вдовы обмывали и обряжали умерших. Это древний вид языческой магии, в качестве же отдара они получали вещи покойного.

Сельская община предоставляла им землю, на них распространялись такие же «льготы» мирского призрения, как и на стариков. Не менее древний обычай – хождение за «навалным». Он состоял в том, что нуждающейся женщине оказывали помощь продуктами, обычно осенью, после уборки урожая.

Среди различных видов «помочей» выделяются обязательные внесезонные и сезонные. К первым относятся такие виды поддержки, которые обусловлены экстремальными ситуациями, например, пожарами, наводнениями или массовым падежом скота (в последнем случае часть приплода отдавали пострадавшим безвозмездно).

Особой формой поддержки считались «наряды миром», когда в семье «работные люди больны» и необходима помощь в деле управления хозяйством (растапливание печи, кормление домашнего скота, уход за детьми).  


Просмотров: 4937
Рекомендуем почитать




Популярное на сайте
Каким должен быть идеальный муж Веды: обязанности мужа Где найти нормального мужика(мнение одного мужчины) Поведение женатого мужчины Золотые правила мудрой жены Побеждающая без боя или 7 забытых секретов женской силы