О том, как любим МЫ, и о том как любят НАС! |
|
Новости
Новости партнеров
Новости СМИ
|
Колыбельная: оберег на всю жизньМладенчество испокон веков считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с материнским молоком, то и будет определять индивидуальность его личности в будущем. Поэтому ребенка, появившегося на свет, старались окружить атмосферой любви и заботы, нашедшей отражение в «поэзии пестования»: пестушках, потешках, песенках. Значение колыбельной песни сложно переоценить: обладая огромной силой внушения, она становится малышу главным ориентиром в построении картины окружающего мира. Возвращаясь к истокам Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания. А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» (колебать, колыхать, зыбать, качать). Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена. У многих народов существовал обычай: при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей. Колыбельная — заговор Как отмечают специалисты, колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами. Интересный факт: проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная. Современные колыбельные песни утратили магические элементы и приобрели характер доброго напутствия-пожелания на текущий и будущий моменты. Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье. «Дитя растет не от еды, а от радости», — справедливо гласит народная пословица. Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций. Смысловой код колыбельных песен Согласно словарю В.Даля выражения в колыбельных означают: Животик. «Как наш каравашек?» — воспрошала мать, мягко поглаживая животик ребенка по солнцу, утишая и успокаивая внезапную боль. Живот не зря сравнивался с караваем хлеба, дающим силу и жизнь. «Земля на зернышке стоит, — продолжала баить матушка, — а небушко и корни наши — на каравашеке. Вырастешь, зернышко вырастишь, да хлебушек сотворишь. Господу и людям добрым угодишь». Ножки назывались мишутками, по аналогии с медведем: «хозяин в дому — как медведь во бору», крепок да силен. Любая мать хотела поскорее увидеть своего малыша сильным и вставшим на ноги. Легонько выпрямляя ножки ребенка, матушка накладывала на ступни, а затем и на ладошки, крест: проводила пальцами сверху вниз вертикально, а потом слева направо горизонтально. Крест должен был оградить новорожденного от любых напастей: крестная сила, испокон веков считалась спасительной, а крестное знамение — мощнейшим оберегом. Крестом было принято осенять хлебные посевы, хозяйственные угодья, дом и ворота, притолоку, двери, дверные косяки. Ручки малыша сравнивались с крылышками: «Ой, люли-люли-люли, прилетели гули». При этих словах малыш учился подымать ручки, как крылышки неоперившийся птенчик. Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом — колыбельными песнями под ритмическое покачивание колыбели. Колыбельные знакомят малыша с родными людьми, домашними животными (коровушка, собачка, коток), далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем), дают представление об опасности. Через колыбельную приходит понятие, что время сна — свято и обязательно. Сон дает отдых и возможность встать пораньше, чтобы встретить утреннюю зорьку, услышать лай собачки и крик петуха. Посредством баюшек мать прививала крохе ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру. А также уважение к старшему поколению: Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала: Малыша старались оградить от всего безобразного, пьяных и озлобленных лиц. Если вдруг в семье происходила ссора, ребенка стремились унести и гулять с ним, пока не стихнут бранные речи и громкие слова. Слушая мамины баюшки, ребенок учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика… Колыбельная всегда выступала сильнейшим оберегом, основанным на магическом союзе энергии любви, слов и мелодии. Е.М.Сидоркин. «Колыбельная». Автолитография. 1964. Просмотров: 5181
Рекомендуем почитать
|
||||||||||